Исследования Гибсона и Уолка

Визуальный обрывОчень важная способность, которой обладают практически все люди — это определение глубины. Под глубиной понимается определение расстояния, высоты, глубины. Если бы мы не умели определять расстояния, мы бы шагали в пропасти и ямы, натыкались на предметы. Мало кто задумывается о том, откуда и когда у нас появляется эта способность. А между тем есть две точки зрения по этому вопросу. Одни ученые придерживаются мнения, что способность определять глубину у человека врожденная и проявляется сразу после рождения. Другие ученые, наоборот, считают, что данная способность появляется у человека во время накопления опыта.

Так как все обстоит на самом деле? Этим вопросом задались ученые Гибсон и Уолк. Они изучали визуальную способность определять глубину. Для своих исследований ученые разработали устройство, которое назвали «визуальным обрывом». Это устройство позволило ученым поставить вопросы: «На какой стадии развития ребенок или детеныш животного может различать глубину или высоту.» В одно ли время у всех животных появляется такая способность?»

Стол для исследования способностей оценивать глубину

«Визуальный обрыв» представляет собой стол длиной 120 см. Столешница сделана из толстого стекла. Под одной половиной стола находится панель с красными и белыми квадратами, расположенными в шахматном порядке. Под второй половиной стола лежит такая же панель, но только уже на полу. Таким образом создается безопасный обрыв.

В исследовании Гибсона и Уолка приняло участие 36 детей в возрасте от 6 до 14 месяцев. Естественно, что мамы детей также участвовали в эксперименте. Каждого ребенка по очередности укладывали сначала на глубокую часть (обрыв). Потом мама звала ребенка на противоположную сторону. Потом действия повторяли, но только ребенка помещали в «безопасную зону».

Такие же эксперименты провели над детенышами различных животных: цыплят, крысят, ягнят, котят, детенышей черепах и т.д.

Результаты

Ученые выяснили, что дети были в состоянии определить глубину обрыва, т.к. когда мамы звали своих деток со стороны обрыва, большая часть детей отказывалась двигаться по обрыву. Дети начинали плакать от огорчения, что не могут доползти до мамы. Среди детей были и те, кто сначала ощупывал стекло перед обрывом, но все равно дальше двигаться они отказывались.

Конечно полученный результат с исследованиями детского поведения не доказывает, что определение глубины у человека врожденное. Многие дети уже к 6 месяцам имели возможность узнать, что такое глубоко, научиться оценивать расстояния. Именно поэтому Гибсон и Уолк решили повторить эксперимент с детенышами животных, т.к. они начинают двигаться гораздо раньше человеческих детей.

Оказалось, что способность определять высоту у животных развивалась только тогда, когда данному виду был необходим такой навык. Например, цыплята никогда не переступали за край, где начинается обрыв. Также и козлята с ягнятами не сделали ошибок, т.к. они начинают ходить сразу с рождения. Когда новорожденного козленка поставили на стекло, которое было было над обрывом, козленок как бы оцепенел, т.е. у него появился страх. И только когда козленка перенесли в безопасную зону стола, он оживился.

Крысы повели себя на эксперименте совсем иначе. Дело в том, что у крыс зрение развито хуже, и они больше пользуются осязанием при помощи волосков. Поэтому крысы без проблем определяли стекло над обрывом и для них он не показался опасностью.

Котята и щенки проявили отличное чувство высоты. Но это чувство у них проявилось только начиная с возраста 4 недель.

Гибсон и Уолк сделали выводы, что чувство глубины врожденное, но проявляется способность оценки глубины у всех животных по-разному. У кого-то с рождения (цыплята), у кого-то с 4 недель (котята), а у людей примерно с 6 месяцев.

Конечно дискуссии по данному вопросу не утихли. И многие ученые продолжают ставить эксперименты и проводить исследования. Но в тоже время многие из них в своих работах используют изобретенный Гибсоном и Уолком визуальный обрыв.

Скорее всего, истина в вопросе появления способности определять глубину находится где-то между-между. То есть способность определения глубины — это взаимодействие врожденного начала и приобретенного опыта.

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2019      //    Войти