Из чего строятся воспоминания

Из чего формируются воспоминанияЭлизабет Лофтус — известный исследователь из Вашингтонского университета, установила, что событие, воскрешаемое в памяти, восстанавливается неточно. Исследования и эксперименты Лофтус показали, что при воспоминании события память использует не только реальные воспоминания, но и уже имеющуюся информацию для заполнения пробелов в воспоминаниях. Ученый утверждает, что воспоминания со временем искажаются. Например, когда вы рассказываете историю  о своем отпуске, вы задействуете не только реальные факты, но и накопившуюся информацию из многих источников, таких как фильмы, предыдущие воспоминания об отпуске, другие случаи из того же или более позднего отпуска и т.д. Конечно вы верите, что говорите и рассказываете правду, хотя это не так.

Обычно такие изменения воспоминаний безобидны. Но бывают случаи, когда такие изменения на самом деле могут принести вред. Например, при рассмотрении дел в суде. Лофтус проводила исследования в основном в сфере судопроизводства, и обнаружила то, что многие формы заданных вопросов способны изменить воспоминания у допрашиваемых людей.

А что если свидетелям задавать вопросы, содержащие ложную дополнительную информацию? Это новая ошибочная информация может создать ложные воспоминания в более поздних ответах свидетелей.

Рассмотрим эксперименты, которые провела Элизабет Лофтус.

Эксперимент №1

В исследовании приняли участие 150 человек. Всем им был показан фильм длиной около минуты. В фильме был эпизод с аварией, в которой столкнулись одна за другой 5 машин.  Авария произошла по вине машины А, которая проехала на запрещающий стоп-сигнал. После просмотра всем испытуемым предложили ответить на 10 вопросов. У половины из них первый вопрос был: «На сколько быстро двигалась машина А, когда проезжала стоп-сигнал?». У другой половины первым был вопрос: «Как быстро ехала машина А, когда она повернула направо?». Остальные вопросы были не важны. А вот последний вопрос был для всех одинаковый: «Вы видели стоп-сигнал для машины А?»

В первой группе, где в первом вопросе было упоминание о стоп-сигнале, 40 испытуемых ответили, что видели его. А вот во второй группе, в которой в первом вопросе не было упоминания о стоп-сигнале, только 26 человек ответили, что видели стоп-сигнал.

Эксперимент №2

Данное исследование связано с отсроченными воспоминаниями. Испытуемые на этот раз смотрели трехминутный отрывок из фильма, где 8 человек громили классную комнату в учебном заведении. После просмотра всем участникам эксперимента выдали 20 вопросов. Одной половине достался вопрос: «Был ли лидер четырех демонстрантов, которые ворвались в класс, мужчиной?». Второй половине достался вопрос: «Был ли лидер 12 демонстрантов, которые ворвались в класс, мужчиной?». Все остальные вопросы у обех групп были одинаковыми.

Через недельку тех же участников попросили ответить на новые вопросы по тому же отрывку (без повторного просмотра). Среди вопросов ключевым был: «Сколько демонстрантов вы видели врывающимися в класс?».

В группе, в вопросах которой упоминалось о 12 демонстрантах, было названо, в среднем, число 8,85. Во второй группе, где фигурировала цифра 4, среднее значение было 6, 4. Этот эксперимент показал, что изменение словесной формулировки всего лишь одного вопроса изменяло воспоминания испытуемых людей, причем воспоминания касались основных характеристик события!

Эксперимент №3

Это исследование показало, как ложные исходные посылки в вопросах изменяют воспоминания и могут привести к появлению новых объектов, которых на самом деле не было. Как и в первом исследовании в этом эксперименте 150 человек просмотрели короткий фильм об аварии с участием белого автомобиля. Затем все участники ответили на 10 вопросов по фильму. Для первой половины был среди 10 вопросов следующий: «Как быстро двигалась по проселочной дороге белая спортивная машина, когда проезжала мимо сарая?». Второй половине попался вопрос:»Как быстро ехала белая спортивная машина по проселочной дороге?».

Через неделю участники ответили на 10 новых вопросов об аварии. Ключевым вопросом был следующий:»Вы видели сарай?»

13 человек из группы, которой ранее задавался  вопрос с упоминанием сарая, ответили, что видели сарай. И лишь 2 человека из второй половины участников, где неделю назад в вопросе слово «сарай» отсутствовало, ответили утвердительно.

Эксперимент №4

В этом эксперименте Элизабет Лофтус хотела выяснить, может ли информация не ложного характера, содержащаяся в вопросе, быть включена в воспоминания. Например, вам зададут вопрос: «Вы видели сарай?». В фильме никакого сарая не было, поэтому вы ответите:»Нет». Но если этот же вопрос повторить через неделю?

В результате оказалось что действительно, даже при прямых вопросах, содержащих дезинформацию, воспоминания способны изменяться. Дезинформация вполне может стать частью воспоминаний.

В свете полученных данных из исследований Лофтус обращала внимание на особенности работы со свидетелями в расследовании преступлений. Свидетелей могут опрашивать несколько раз: сначала полицейские, потом адвокаты и, наконец, новый опрос в суде. Недопустимо, чтобы во время этих опросов была бы внедрена ложная посылка.

Также труды Лофтус были использованы при изучении негативного влияния сложно поставленных вопросов на уверенность свидетелей в себе и точность их ответов. В ходе эксперимента одной половине участников были заданы сбивающие с толку вопросы, а другой те же вопросы, но в более четкой и понятной форме. В результате первая половина участников была менее точной в своих ответах и менее уверена в них, чем вторая половина, которой задавались вопросы в более простой и понятной форме.

 

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2019      //    Войти