Как учителя влияют на успеваемость

Эффект ожидания между учителем и учеником«Что ожидаете, то и получите» — сталкивались ли вы когда-нибудь с таким явлением? Этот феномен уже давно изучают ученые. Основоположником изучения эффекта ожидания является Роберт Розенталь. Он провел еще в 1963 году провел эксперимент с участием студентов-психологов. Розенталь разделил студентов на две группы. Одним он предложил поработать с крысами, отличающимися высоким интеллектом. На самом деле это были обычные крысы. Другой группе студентов дали крыс с якобы плохой способностью обучаться. На самом деле крысы были выбраны в случайном порядке. Эти животные ничем не отличались друг от друга. Студентам же нужно было поработать с ними и показать, на что способны крысы в различных условиях.

Студенты не знали, что сами стали участниками исследования. Поэтому какое-то влияние на результаты было исключено. Точнее, влияние на животных было неумышленное и невольное. В результате студенты, которые работали с «умными» крысами, обучили своих подопытных животных гораздо быстрее, чем вторая группа с «глупыми» животными. Таким образом, проявился эффект ожидания.

Но как ситуация обстоит в обычной жизни? Взять, например, обучение учителями детей в школе. Насколько сильно может проявляться эффект ожидания, когда учителя ожидают определенных успехов от некоторых детей? Такой эффект в реальной жизни на самом деле имеет место быть. Розенталь назвал его эффектом Пигмалиона.

Эксперимент

Розенталь с коллегами решили провести исследование влияния эффекта ожидания на учеников обычной средней школы. Сначала ученые предложили учащимся в школе пройти тестирование на оценку IQ. Тест был незнаком учителям. Ученые преподнесли этот тест учителям, как Гарвардский тест ожидаемого продвижения. На самом деле этот тест не был Гарвардским. Но обман был вынужденным. Он способствовал созданию ожидания в умах учителей. Учителя думали, что ученики, которые пройдут данный тест успешно, с большей вероятностью окончат учебный год на отлично. Но по факту проведенный тест таких прогнозов не давал.

Итак, все учащиеся прошли тест. Всем учителям были выданы списки тех учеников, которые якобы успешно справились с тестом. На самом же деле список был составлен в случайном порядке. Отличие же контрольной группы от экспериментальной заключалось в том, что от экспериментальной группы учителя ожидали к концу года значительно лучших результатов.

Результат

В результате дети, от которых учителя ожидали значительной прибавки в IQ, показали более высокий интеллектуальный рост, чем дети из контрольной группы. Выяснилось, что эффект ожидания в реальной жизни существует и происходит. Также оказалось, что эффект более сильно проявляется у детей младших классов. У старших классов эффект практически не проявлялся. Возможные причины сильного влияния на младшие классы:

1. Маленькие школьники более податливы к изменениям.

2. Учителя не имеют полностью сложившегося мнения по ученикам младших классов.

3. Дети больше подвержены влиянию и более восприимчивы к почти неуловимым действиям учителей (поощрительные взгляды, жесты, улыбки и т.д.)

4. Учителя младших классов могут отличаться от своих коллег манерой подачи информации и общения с учениками.

В дальнейшем исследования в данной области были продолжены другими учеными. Так, например, Чайкен, Силигер и Дерлега использовали видеосъемку для анализа контактов учителей, проинформированных о сверх способностях отдельных учеников. Эти ученики на самом деле были выбраны наугад. Выяснилось, что учителя невольно поощряют таких детей взглядами, улыбками, высказываниями. Учителя «способным ученикам» помогают в большей степени в разборе ошибок. Дети от такого отношения начинают с большим интересом приходить в школу. Это исследование также показало, что ожидания учителей влияют на показатели детей, и это влияние тем сильнее, чем больше количество баллов по тесту.

Вы и сами можете поставить себя на место учителя. Стали ли бы вы относиться одинаково к детям, узнав, что некоторые из них являются вундеркиндами? Я думаю, что, скорее всего, отношение было неодинаковым по отношению к обычным и способным ученикам.

 

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2019      //    Войти