Научное доказательство: насилие на экране вызывает агрессию у детей

Агрессивное поведение мальчика при игре за компьютеромВ одном из самых знаменитых и оказавших большое влияние на развитие психологии экспериментов продемонстрировано, как дети учатся быть агрессивными. Это исследование было проведено в 1961 году в Стэмфордском университете Альбертом Бандурой и его коллегами Дороти и Шейлой Росс. Бандура считается одним из создателей психологического направления — так называемой «теории социального научения». Теоретики социального научения считают, что научение является главным фактором развития личности и что оно реализуется в процессе взаимодействий с другими людьми. Например, при взаимодействии подрастающего ребенка с его социальным окружением важные для него люди, такие как родители и учителя, вознаграждают определенные формы поведения и игнорируют или наказывают за другие. Бандура, однако, считал, что помимо влияния непосредственных вознаграждений и наказаний поведение существенным образом может формироваться посредством простого наблюдения и имитации (или моделирования) поведения других людей.

Суть эксперимента заключалась в том, что дети наблюдали агрессивное поведение взрослого по отношению к игрушке — кукле Бобо. Агрессия демонстрировалась поочередно: сначала мужчиной, потом женщиной. Агрессивное поведение заключалось в вербальных выражениях, а также физических действиях к игрушке. Проще говоря, взрослый человек начинал кидать куклу по комнате, пинать ее, щипать за нос. При этом он говорил изречения подобные следующим: «Дай ему в нос, врежь ему как следует и т.д.». Кроме агрессивной модели детям также показывали модель неагрессивную. Так же как и в случае с агрессией, неагрессивную модель демонстрировали поочередно женщина и мужчина.

В эксперименте участвовало 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет. Всех детей разделили на группы: одна группа контрольная, которая не будет наблюдать никакую модель поведения взрослого, одна группа для наблюдения агрессивного наблюдения и одна для наблюдения неагрессивного взрослого. Далее группу агрессивного и неагрессивного наблюдения разделили по половому признаку (девочек отдельно, мальчиков отдельно). Получившиеся группы разделили еще на две: одна будет наблюдать за взрослой женщиной, другая — за мужчиной. Итого получилось 8 групп + одна контрольная.

Результат

Дети, которые видели агрессивную модель, старались повторить ее. Мальчики больше повторяли физическую агрессию, а девочки — вербальную. На мальчиков больше влияли действия мужчины, когда как на девочку — наоборот, женщины. Дети из контрольной группы и из группы наблюдения неагрессивной модели проявляли агрессию гораздо меньше.

В дальнейшем Бандура с коллегами повторили свой эксперимент. Но в отличие от первого, они решили сравнить влияние реальной агрессии и агрессии с киноэкранов. Оказалось, что живая агрессия сильнее влияет на поведение детей, чем агрессия телевизионная. В свою очередь телевизионная агрессия сильнее влияет, чем агрессия мультипликационная. Но, все эти проявления негатива и насилия продуцировали у детей более агрессивное поведение, чем неагрессивная модель.

В последующих работах Бандура проверил влияние вознаграждения и наказания за определенное поведение. Так например стало ясно, что когда дети видели как взрослого за его агрессивное поведение вознаграждают, то они старались больше сымитировать такое поведение. И конечно, когда за агрессию наказывали, дети старались намного меньше копировать такое поведение.

Таким образом, Бандура внес в развитие психологии как минимум двойной вклад. Во-первых, он показал, что дети могут моделировать поведение реальных людей и персонажей с телеэкрана. Во-вторых, эксперименты Бандуры показали, как дети легко могут усваивать новые виды поведения при помощи простого наблюдения за взрослыми людьми. Благодаря Бандуре были проведены множества исследований о вредном влиянии агрессивного поведения на киноэкранах, и теперь общество знает, что необходимо исключать сцены насилия из кинофильмов, видеоигр, мультфильмов и т.д.

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2019      //    Войти