Влияние очередности рождения на интеллект человека

Влияние уровня развития семьи и очередности рождения на интеллектОкружение, в котором развивается и воспитывается ребенок, может сильно повлиять на его развитие. Если представить, что в семье несколько детей, то появляется вопрос, как очередность рождения влияет на интеллектуальное развитие детей. Когда рождается первенец, то в его окружении есть двое взрослых людей, а когда рождается второй ребенок, то окружение состоит уже из двух взрослых и одного маленького ребенка. Получается, что условия развития и воспитания второго ребенка совершенно отличаются от условий развития первенца. Такие отличия возрастают и изменяются с рождением каждого последующего ребенка.

Взаимосвязь интеллекта и порядка рождения изучали два выдающихся психолога Роберт Зайонц (Robert Zajonc) и Грегори Маркус (Gregory Markus). В своих исследованиях ученые не задействовали никаких испытуемых, а использовали данные других исследований.

В 1970-х годах в Голландии было проведено исследование, в ходе которого изучали влияние недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в период Второй мировой войны. В это исследование входил тест Равена для оценки интеллектуального развития. Этот тест выполнили более 350 000 мужчин в возрасте от 19 лет. На основании данных, полученных при исследовании двое ученых — Бельмонт и Маролла сделали интересное открытие. Они выявили связь между порядковым номером рождения мужчины в семье и пройденным тестом Равена. Результаты становились все ниже, чем больше становилась семья тестируемого.

Зайонц и Маркус на основании полученных данных этого голландского исследования предположили, что  дети, которые будут иметь более высокое интеллектуальное окружение, получат более интеллектуальные возможности. Показатель интеллектуальности семьи исследователи предлагали получать путем усреднения показателей всех ее членов. Этот средний показатель должен меняться при рождении каждого ребенка и при росте детей.

Например, если взять показатель взрослого 100 баллов, то семья из трех человек: двое взрослых и один новорожденный, будет иметь средний показатель, равный 67. Если предположить, что показатель ребенка с каждым годом увеличивается на 5 пунктов, то через два года у ребенка будет 10 баллов. Но давайте предположим, что через два года в семье появится второй ребенок. Тогда средний показатель интеллекта на семью будет 52,5.  Если еще через два года родится третий ребенок, то интеллектуальны показатель упадет до 46. Зайонц и Маркус были уверены, что именно этот подход может объяснить данные открытия, полученные в свое время Бальмонтом и Мароллой.

Исходя из теории Зайонца и Маркуса, показатель интеллектуальности семьи должен падать с течением времени при условии, что через каждые два года в семье будет пополнение. Ученые также выявили очень интересный факт из голландского исследования. Логично было предположить, что единственный ребенок в семье должен иметь лучший интеллектуальный климат и, следовательно, должен был получить лучшие оценки после теста Равена. Но результаты Бальмонта и Мароллы показали, что результат единственных детей в среднем равен результату первого ребенка из семьи с 4 детьми.

Зайонц и Маркус считали, что каждый последующий ребенок входит в семью, интеллектуальное окружение которой значительно меньше вхождения предыдущего ребенка. Сила уменьшения интеллектуального уровня семьи увеличивается, если дети будут появляться с интервалом не в два года, а в один. Исходя из этого результаты прохождения тестов двойняшками и тройняшками должны быть значительно ниже детей, рожденных по порядку. И на самом деле результаты некоторых тестов показали, что двойняшки и тройняшки проходят подобные тесты на оценку интеллекта гораздо хуже. Исходя из таких наблюдений ученые сделали вывод, что на развитие детей влияете семейное окружение, интеллектуальный показатель которой снижается с появлением каждого последующего ребенка.

Снижение показателя окружения семьи снижается до определенного периода, т.к. потом дети, рожденные первыми, и уже выросшие начинают повышать своими интеллектуальными показателями общую среднюю оценку семьи.

Если представить, что дети в семье будут появляться через 4 года. Тогда падение показателя интеллектуальности будет не столь резким и быстрее пойдет вверх уже после рождения 2-х детей.

Если пойти дальше и представить, что второй ребенок появится в семье через 15 лет с рождения первого, то этот ребенок войдет в семью, в которой показатели развитости будут значительно выше, чем показатели во время рождения первенца. Такие показатели достигаются за счет вклада первого уже подросшего ребенка.

Зайонц и Маркус в своих исследованиях столкнулись с такими моментами:

  • единственный ребенок в семье, не смотря на то, что воспитывается в семье с высоким показателем развитости, имеет более низкую интеллектуальную оценку, чем первый ребенок, но в семье с двумя и более детьми.
  • последний ребенок имеет снижение показателей по сравнению с данными детей второго и третьего, с конца, у которых показатели наоборот начинают расти.

Ученые объяснили эти моменты тем фактом, что первый и единственный ребенок, а также последний не могут выполнять в семье функцию «учителя». Единственному ребенку просто некого учить. А у последнего ребенка просто не будет учиться более старший брат или старшая сестра.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в целом большие временные интервалы между рождением детей приносят пользу, особенно второму ребенку, т.к. интеллектуальный уровень семьи в этом случае больше, чем если бы дети родились за короткий промежуток времени. Но если разница в возрасте детей будет очень большой, тогда первый ребенок будет меньше уделять времени на общение с младшим братом или сестрой. В общем, родителям в идеале стоит придерживаться золотой середины. Тогда все дети будут развиваться в более выгодных условиях.

Конечно, авторы не утверждают, что только интеллектуальный уровень семьи и очередность рождения влияют на развитие ребенка. Другие факторы, такие как наследственность, гены, методы воспитания — все это влияет на интеллектуальное развитие.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Оставить свой комментарий

Вверх
© 2019      //    Войти